7 способов повысить эффективность персонала
Вы довольны результативностью своих сотрудников? Наверное, ни один управленец не даст 100% положительного ответа. Когда речь идет о человеческих ресурсах, всегда есть что улучшить. И это не тот случай, когда лучшее – враг хорошего. Бизнес нуждается в развитии и постоянном совершенствовании. Без постоянного движения вперед он начинает регрессировать.
Итак, как повысить эффективность вашей команды?
· Upskilling, или прокачка навыков
Soft skills, или «мягкие навыки» — это личные качества, приобретаемые в ходе жизненного опыта. Для овладения «мягкими навыками» применяется в основном эмоциональный интеллект. В качестве примеров soft skills можно назвать коммуникабельность, стрессоустойчивость, навык презентации, управление своим временем, лидерство, креативность и т.д. Именно от уровня владения этими компетенциями зависит эффективность работы как отдельных сотрудников, так и команды в целом. Upskilling («прокачивание») подразумевает системную работу по улучшению «мягких навыков». Инструменты, применяемые для Upskilling – тренинги и коуч-сессии.
· Обучение, повышение профессионализма
Soft skills, безусловно, важны, однако база любой работы – Hard skills («жесткие навыки»), то есть профессиональные знания и умения. Примеры Hard skills – владение 1С для бухгалтера, умение водить машину для таксиста, знание языка С++ для программиста. В современных условиях невозможно раз и навсегда овладеть профессией и больше никогда не обучаться ничему новому. Практически каждая профессиональная сфера сегодня стремительно развивается, и специалист должен держать руку на пульсе этих изменений. Различные образовательные программы, курсы, семинары и конференции можно посещать как очно, так и в онлайн-режиме, что особенно удобно для тех, кто не может себе позволить много свободного времени. Стоит отметить, что повышение квалификации благотворно сказывается не только на квалификации, но и на мотивации сотрудников. Это отличный способ встряхнуться и посмотреть на свою работу в новом свете.
· Грамотная материальная мотивация
Одним из самых действенных инструментов повышения эффективности персонала является выстраивание грамотной системы денежных вознаграждений. Главные условия эффективного KPI – реалистичность, простота и прозрачность. Проверьте, соответствует ли система вознаграждения в вашей компании этим условиям. Самые эффективные системы оплаты – те, в которых сотрудник или команда могут реально влиять на качественный и количественный результат своего труда.
К сожалению, довольно распространен миф, что для хорошей материальной мотивации окладная часть должна быть минимальной (радикальная точка зрения – вовсе отсутствовать). Однако практика показывает, что скудный оклад отпугивает от вакансии хороших кандидатов и демотивирует тех сотрудников, которые уже работают в компании. Поэтому некоторая стабильность и гарантии необходимы любому работодателю.
· Система нематериальной мотивации
Комфортные условия труда, доброжелательная атмосфера, открытый стиль общения, возможность почувствовать личную причастность к успехам компании, участие в чем-то важном и полезном – всё это может быть мощным инструментом повышения эффективности персонала. Несмотря на распространенность точки зрения, что хороша та работа, где платят хорошие деньги, сегодня всё больше людей хотят от работы осмысленности и самореализации. Поэтому сильная корпоративная культура –действенный стимулирующий фактор.
· Совершенствование подбора персонала
Иногда дефицит эффективности сотрудников связан с несовершенством сложившейся в компании системы подбора персонала. Оцените ваши инструменты рекрутинга: соответствуют ли они современным требованиям, учитывают ли особенности рынка труда? Для качественного поиска персонала необходимы следующие условия: развернутый профиль специалиста, рекламная кампания, релевантные площадки поиска, быстрая обработка входящих откликов, актуальная методика интервьюирования и отработанная система принятия решений о найме.
· Системный контроль
Даже самые ответственные и организованные сотрудники без контроля теряют долю эффективности. Безусловно, контроль необходим. Однако гораздо продуктивнее контролировать результат, а не процесс. Традиционные методы, такие как фиксация опозданий, запрет личных звонков, блокирование соцсетей и подсчет минут каждого перерыва, возможно, благотворно скажутся на дисциплине, но эффективности могут даже повредить. В таких жестких условиях сотрудники зачастую начинают сознательно или бессознательно саботировать рабочий процесс, выдавая ни больше ни меньше необходимого минимума. Напротив, контроль результатов труда с предоставлением относительной свободы процесса значительно повышает ответственность и мотивацию работников. Инструментами контроля могут стать как обычные отчеты, так и фиксация результатов и достижений в специальных интерактивных программах.
· Регулярная оценка персонала
Мероприятия по оценке профессиональных навыков и компетенций сотрудников – один из самых действенных способов повышения их эффективности. Базовые принципы данного метода – релевантность, непредвзятость, конфиденциальность и доброжелательная обратная связь. Еще одно обязательное условие – о запланированных оценочных мероприятиях сотрудники должны быть информированы заранее. Внезапная оценка может стать негативным стрессовым фактором и вместо повышения эффективности персонала дать обратный результат. Грамотно организованная система оценки помогает поддерживать тонус, стимулирует к развитию и позволяет выявлять проблемные зоны как отдельных сотрудников, так и коллектива в целом.